# Tags
#Борьба

Классификация и сравнительный анализ борьбы «Олыш» по Сурханскому варианту с другими видами национальной борьбы народов

Классификация и сравнительный анализ борьбы «Олыш» по Сурханскому варианту с другими видами национальной борьбы народов

В настоящее время во всем мире насчитываются свыше 200 видов национальных единоборств, которые имеют массу разновидностей и направлений. Ведь в одной только Южной Кореи возродились и получили популярные развитие десятки видов и стилей единоборств например по бросковой техники корейская борьба Сиирым похожая на японскую борьбу Сумо . Хапкидо — ещё один вид единоборства корейцев . в современном виде похожая на японское Айкидо или по ударной техники Тхэквондо, популярное единоборство, имеет корейские корни которое включена в программу Олимпийских игр 2000 году в Сиднее. А также Тхэккён — традиционное единоборство, появившееся в Корее во время периода Когурё в IV веке В нём используются удары открытой ладонью и ступнями ног, удары кулаками запрещены. Тем самым Узбекистане каждый регион может показать свой стиль, свои особенности единоборства. Так как на юге страны это был неоправданно подзабытый сегодня «Олыш». Старики помнят до мелочей как все происходило. Именно к ним обращаются люди, решившие в честь того или иного семейного торжества организовать и провести поединки по борьбе Олыш (той олиши).

Классификация и сравнительный анализ борьбы «Олыш» по Сурханскому варианту с другими видами национальной борьбы народов

При этом поединки по борьбе»Олыш» по Сурханской версии (той олиши) испокон веков устраивали на семейных торжествах и на народных праздниках Навруз байрами. «Олыш» (чил чалиш) по кыпчакскому диалекту «Чил чалиш» ( от слова «чалмок» – «давать подножку»). Также борьба «Олыш», что в тюркском переводе звучит как соперничество, схватится. или померится силами

Традиционная узбекская национальная борьба «Олыш» (той олиши ) по Сурханской версии является младшим кровным братом и прототипом Международной узбекской национальной борьбы «Кураш» по «бухарским правилам». Борьба»Олыш» аналогична по арсеналу приемов захватов и бросков также по тактико-техническим действиям с современной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам), но фактически совершенно не идентична по действующим правилам борьбы и по терминологии борьбы во время схваток и также по форме одежды борцов Международной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам) .

Классификация и сравнительный анализ борьбы «Олыш» по Сурханскому варианту с другими видами национальной борьбы народов

 Аналогичное название узбекской национальной борьбы «Олыш» имеет борьба»Алыш» по киргизским правилам. Так как 2001 году в киргизском городе Ош был проведен первый чемпионат мира по борьбе «Олыш», в котором приняло участие 39 стран мира. Чемпионаты мира проходят в разных странах. Борьба на поясах «Олыш» по киргизским правилам без захватов ниже пояса и подножек аналогична узбекской «белбогли кураш олиши» (борьба на поясах) (ферганский вариант), татарскому куряшу, молдавской трынтэ дряптэ..

 Международная Федерация Борьбы на поясах «Алыш», , входит в состав таких международных спортивных организаций как FILA, GAIF, Европейские игры и является официальным членом Антидопингового контроля ВАДА Международная Федерация «Алыш» имеет федерации в 32 странах Мира. По нашей версии борьбу на поясах «Алыш» по киргизским правилам киргизы заимствовали у ферганских узбеков так как китайской рукописи «Тан Шу» IX века, в Средней Азии именно в Ферганской долине на празднике Навруз обязательно проводились зрелищные соревнования по борьбе Алыш по варианту Чалиш – с подножкой вольный стиль и Чалишсиз — Без подножки классический стиль. Тем более одну единственную книгу «Алыш» (Борьба на поясах). «Единые международные правила организации и проведения соревнований» о правилах борьбы на поясах Алыш по киргизским правилам для киргизов в 2001 году написал наш соотечественник уроженец Узбекистана узбек Азизов Носиржон Холматович в городе Оше на юге Кыргызстана .

Классификация и сравнительный анализ борьбы «Олыш» по Сурханскому варианту с другими видами национальной борьбы народов

 Так как 2001 году в киргизском городе Ош был проведен первый чемпионат мира по борьбе «Олыш», в котором приняло участие 39 стран мира. Чемпионаты мира проходят в разных странах. Борьба на поясах «Олыш» по киргизским правилам без захватов ниже пояса и подножек аналогична узбекской «белбогли кураш олиши» (борьба на поясах) (ферганский вариант), татарскому куряшу, молдавской трынтэ дряптэ..

 Таблица Возрождение национальных видов борьбы Центрально Азиатских стран СНГ

    № п/п  Наименование национальных видов борьбы Центрально Азиатских стран СНГДата Возрождения Правовой статус федерации Символика.Стиль борьбы и форма одежды .Федерации стран участников национального вида борьбыУчастник Международных Континентальных игр. Чемпионаты мира и Азии.
  1)Кураш по Бухарским правилам Узбекистан6 сентября 1998г Международная Ассоциация борьбы Кураш МАК (IKA)захват пояса с применением приема ногами Куртка с рукавами Яхтак штаны  132 странАзиатские игры в закрытых помещениях 2013г и Азиатские игры по Восточным единоборствам 2009гБанкок
2)Казахша-курес КазахстанМеждународная федерация казах курес .Внесен в реестр Всемирного комитета традиционных видов борьбы ФИЛА  захват пояса с применением приема ногами Куртка «чапан» — с короткими рукавами. матерчатым поясом — «белбеу».» трусы-шорты и мягкая обувьНе имеетЧемпионаты Азии.
3)Киргизская борьба на поясах Алыш Кыргызстан18 января 2002 г Международная Федерация Алыш 27 августа 2004г перерегистрирован Международную Федерацию борьбы на поясах Алыш» (МФБПА)без захватов ниже пояса и подножек:–(классический стиль борьбы) Куртка с короткими рукавами штаны ниже колен32 стран  Всемирная летняя Универсиада Казань-2013
4)Туркменская борьба Гореш Туркменистан           Республиканская Федерация Туркменистана Республиканский правовой статусзахват пояса без применения ног. Нац Халат короткими рукавами штаны ниже коленНе имеетНе имеет
5)Таджикская борьба Гуштингири ТаджикистанРеспубликанская Федерация Таджикистана Республиканский правовой статусзахват пояса с применением приема ногами Куртка Халат с рукавамиНе имеетНе имеет

 Таблица Традиционных национальных видов народов Российской Федерации

    № п/п  Наименование национальных видов борьбыДата Возрождения Правовой статус федерации Символика.Стиль борьбы и форма одежды .Федерации стран участников национального вида борьбыУчастник Международных Континентальных игр 
  1) Татарский Кореш Татарча корэш2003год Татарстан, Международная федерация национальной борьбы татарча кореш      захват пояса без применения ног(классический стиль) захват пояса с применением приема ногами (вольный стиль)Внесен в реестр Всемирного комитета традиционных видов борьбы ФИЛА  Всемирная летняя Универсиада Казань-2013Куртка короткими рукавами
2)Башкирский Курэш2003 год Башкортостан,захват пояса без применения ног(классический стиль) захват пояса с применением приема ногами (вольный стиль)Региональный правовой статусВсемирная летняя Универсиада Казань-2013 
3)Тувинская борьба ХурешТува  захват любой части тела с применением ног Куртка Шодак (Судак) плавка Шуудак обувь короткие сапогиРегиональный правовой статус  Региональные турнирыКуртка Судак ко рукавамм обувь борцовка
4)Бурятская борьба «Бухэ барилдаанБурятский округ Забайкальского краязахват любой части тела с применением ног Куртка Шодак (Судак) плавка Шуудак обувь короткие сапогиРегиональный правовой статус  Региональные турниры 
5)Якутская Хапсагай,   Региональная Ассоциация национальных видов спорта и игр народов Якутиизахват пояса без применения приема ногами (классический стиль) По пояс голый торс штаныха или шортыВнесен в реестр Всемирного комитета традиционных видов борьбы ФИЛАМеждународные турниры 
6)Якутская курдацан-туЯкутия Международная федерация национальной борьбы татарча кореш  захват пояса с применением приема ногами (вольный стиль) По пояс голый торс штаныха или шортыВнесен в реестр Всемирного комитета традиционных видов борьбы ФИЛАМеждународные турнирыКуртка Судак ко рукавамм обувь борцовка

Традиционная национальная борьба «Олыш» с применением приемов Чалиш по кыпчакскому диалекту Чалиш ( от слова чалмок – «давать подножку») . Эта борьба распространена по большей части в Бухарской, Хорезмской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Джизакской, Самаркандской областях, в Каракалпакстане, а также встречается у узбеков Таджикистана, Китая и Афганистана. Здесь борьба также ведется только в стойке без продолжения схватки на земле. Борцы применяют разнообразные захваты за пояс и одежду соперника, но только выше пояса; захваты руками ног соперника запрещены. Схватка, как правило, начинается с взаимного захвата одной рукой за пояс. Захват второй рукой выполняется произвольно. Применяются различные виды подножек (калмоки), подсечек (кокма), толчков (силькишма), а также броски: через бедро, через себя с прогибом ( туя чил ) броски подхватом ног изнутри (куша чил) — броски подхватом обоих ног снаружи (бел чил) броски подхватом бедра и пояса (кул чил) комбинации бросков захватом обоих рук с выведением из равновесия

Борьба «Олыш» (той олиш) по Сурханской версии совершенно не аналогична и не идентична Киргизской борьбе на поясах Алыш

Традиционная национальная борьба Кураш (Белбогли Олиш) по ферганским правилам которое культивировалась среди народов проживавших на территории Ферганской долины белбогли кураш («борьба подпоясанных» или «борьба имеющих пояс»), беллашув (от бел – «пояс», «кушак», «опояска») или, более известный как «кураш по ферганским правилам». Данная разновидность узбекской борьбы наиболее развита на территории Ташкентской, Сырдарьинской, , Наманганской и Андижанской областей, а также в некоторых местах проживания узбеков за границей , в Афганистане, Киргизстане и Таджикистане). Беллашув представляет собой борьбу в стойке «на поясах», где соперники начинают схватку с обоюдного захвата руками за пояса или поясные платки. Захват удерживают (хотя бы одной рукой) до конца схватки. Для победы необходимо бросить или повалить соперника спиной на землю, при этом во многих местах поражением считается касание земли любой частью тела выше колена.

на поясах Алыш киргизы 2002году заимствовали у узбеков так как они аналогичны по цвету флага Республики Узбекистан и по цвету Логотипа ИКА . МАК (Международной Ассоциации борьбы .Кураш образованной 1998гожу также по расцветке формы одежды борьбы Кураш.Но форма одежды Киргизской борьбы на поясах Алыш куртка короткими рукавами неидентична форме одежды Узбекской борьбы Кураш куртке с длинными рукавами . Киргизская борьба на поясах Алыш 2001году образована в Международную федерацию борьбы на поясах Алыш (Кыргизстан) объединившая более 40 стран мира которая по типу елиноборства относятся борьбе в стойке без захватов ниже пояса и подножек:–(классический стиль) борьбы; аналогичной узбекской белбогли кураш олиши (борьба на поясах) (ферганский вариант) Борьбу на поясах «Алыш» по киргизскоыу варианту киргизы заимствовали у ферганских узбеков так как китайской рукописи «Тан Шу» IX века, в Средней Азии именно в Ферганской долине на весеннем празднике Навруз проводились зрелищные соревнования по борьбе Алыш по варианту Чалиш – с подножкой вольный стиль и Чалишсиз — Без подножки классический стиль .Тем более одну единственную книгу «Алыш» (Борьба на поясах). Единые международные правила организации и проведения соревнований» о правилах борьбы на поясах Алыш по киргизским правилам для киргизов написал узбек наш соотечественник Азизов Носиржон Холматович . Данная книга была издана городе Оше на юге Кыргызстана в 2001 году .

Курэш («борьба») – национальная борьба «на поясах» башкирского народа. Соперники начинают схватку с того, что схватывают один другого за кушаки (билбау) или, что более характерно, охватывают друг друга полотенцами, которые держали в руках обмотав вокруг кисти, «крест-накрест». В прошлом вместо полотенца могла использоваться веревка: «Они хватают друг друга кручеными шнурами, придерживая концы их на пояснице и долго стоят так, напрягая мускулы». Победа присуждается тому из борцов, который, оторвав противника от земли, бросил его на спину, а сам оказался сверху. Расцветку цвета формы одежды борцов Башкирской народной борьбы на поясах Курэш башкиры 2003 году заимствовали у узбеков. Так как форма одежды Башкирской народной борьбы на поясах Курэш идентична и аналогична по цвету флага Республики Узбекистан и также по цвету Логотипа ИКА. МАК (Международной Ассоциации борьбы .Кураш образованной 1998гожу

Татарская национальная Борьба «Корэш» «Татарча Корэш» имеет свои глубокие корни, наряду с обычаями, обрядами, традициями она составляет национальную культуру татарского народа.На территории всей России, в местах компактного проживания татар, испокон веков проходили народные праздники «Сабантуй», на которых центральное место всегда занимала борьба «Корэш Эта борьба относится к национальным видам спорта, имеет свою многовековую историю и очень популярна у народов Поволжья, Урала и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья

Казахша-курес («казахская борьба») разрешены захваты за верхнюю часть тела. Борьба проводится в стойке. Проходы в ноги запрещены. Можно проводить захваты за куртку и за пояс. . Можно делать подсечки, зацепы ногами, приемы через бедро. Ни в коем случае нельзя касаться коленом ковра, из-за этого дают предупреждение. Казакша курес по технике схож с грузинской (чидаоба) и узбекской борьбой (кураш). форма одежды куртка с короткими рукавами «Шопан» трусы-шорты

 Грузинская национальная борьба «Чидаоба» форма, который был преимущественно распространен среди крестьянства Восточной и Южной Грузии,. .

Борцы мочидаве или, как говорили несколько столетий назад, мочидари (моркинали) выходят на специальную площадку сачидао одетыми в сшитые из крепкого материала куртки (чоха) с засученными рукавами, либо без рукавов. Многие из борцов прошлого считали необходимым бороться босиком, так как, по их твердому убеждению, только так «тогда и земля помогает», Обычно перед началом схватки борцы обходили образованный собравшимися на борьбу зрителями круг в пляске – «лезгинке» Техника чидаобы работы ногами (подножки, подсечки, зацепы. Борец хорошо владеющий грузинской борьбой чидаоба, уже на девяносто процентов дзюдоист.

Монгольская национальная борьба Бух барильда схватка ведется только в стойке и победителем становиться тот, кто заставил соперника коснуться земли любой частью тела выше колен .Борцы одеты в специальную борцовскую одежду зодог шуудаг, состоящую из куртки на подкладке (зодог; далавч), которая закрывает руки, верхнюю часть спины и плечи, оставляя открытой грудь, и своеобразного бандажа (шуудаг), который закрывает бедра и оставляет неприкрытыми талию и живот. Также одежда борцов состоит из кожаной куртки (цээжнэ), окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, пояса из разноцветных полосок, широких штанов (шалбыр) и высоких тяжелых кожаных сапог. обязательным элементом поединков был танец дэвиг, который исполняется перед началом схватки, .

Тувинская национальная борьба Хуреш. Борцы выходят на схватку одетыми в специальную борцовскую одежду, которая обычно состоит из короткой куртки (шодак), закрывающей руки, плечи и верхнюю часть спины, специальных плавок (шуудак), затянутых поверх ремнями, и мягких сапог. Схватка ведется только в стойке без продолжения борьбы на земле. Борцам разрешено производить любой захват руками за одежду и тело соперника как выше, так и ниже пояса. Основными приемами борьбы являются: «чая тудары – боковой прием, тевери – удар ногой, катай кагары -удар ногой по обеим ногам, буттаары – брать за ногу, чан баштаары – тазовый прием, мундурары – смешанный, балдырлаары – брать за ножной сустав, адак узери – подъем, шавыыры – бедренный прием, тырыкылаары – круговой, кустуктур шелери – давление вперед, былдаары – обман, дегээлээри-кобк, донмектээри – бедренный силовой прием, чартыктаары – боковой, силовой . Для победы необходимо бросить соперника спиной на землю или заставить его коснуться земли коленом. Хуреш неизменно, на протяжении многих столетий начинается с особого ритуального танца Девиг или Эзир самы («Танец орла»): «Девиг – это есть демонстрация любви к родной земле, народу, где тело человека отражает готовность всего организма к предстоящей борьбе – состязаниям борцов. Каждый борец танцует своеобразно, показывая индивидуальные способности, красоту движения рук и ног, демонстрирует телосложение, «шодак – шуудак» (форма одежды хурешиста).

Гуштингири, гуштигири, гушти, гуштин, гуштини (все – «борьба»), кусти, кушти («борьба»), гуштини точики ) – национальная таджикская борьба. В традиционном виде борцы выходят на схватку одетые в суконный хлопчатобумажный или шерстяной халат – чакманои дуроб и короткие штаныГуштингири также именуется. Кураш Гирифтан («бороться») или кураш, кушти («борьба») – один из видов традиционной таджикской народной борьбы. Участники ведут схватку исключительно в стойке, ухватив друг друга обеими руками крест-накрест за пояса, без воздействия ногами на ноги соперника. Перед тем как сойтись, каждый из борцов засучивает рукава халата и подвязывает его кушаком – камар, или поясным платком – фута. Борьбу начинали третьестепенные борцы – «полвонои хурд», затем выходили средние борцы – «полвонои миёна» и, наконец, на третий, четвертый день «сайля» выступали крупные известные борцы – «полвонои калон».После объявления глашатая выходил кто-либо из борцов и садился на землю против палатки бека, скрестив перед собой ноги – «чорзону». Обе руки он складывал на груди и в такой позе дожидался партнера. Тогда выходил второй борец и садился рядом с первым в той же самой позе. Затем борцы расходились в разные стороны; каждый из них обходил по одному разу вокруг площадки, становился в почтительной позе сначала на колени, затем садился на обе пятки и получал от народа благословение – «фотиха». Затем борцы приветствовали друг друга, беря один другого за руки, и читали про себя молитву. Известные борцы, перед тем как начать бороться, дотрагивались рукой до земли и целовали ее, что, по поверью, придавало борцу силы. Чтобы достичь победы, нужно было положить противника на обе лопатки и сесть на негоТаджикская национальная борьба Гуштингири форма одежды : Куртка с мягким поясом. Состязания по борьбе проводились на импровизированных или специальных борцовских площадках – майдони гуштингири, устраивались во время проведения различных традиционных праздников и семейных торжеств. Известно также, что уже с далеких времен устраивались открытые и закрытые чемпионаты, на которые устроителями приглашались наиболее сильные и известные борцы – пахлавон или зурманд (от зур -»сила», «мощь», «могущество»). Гуштингири также именуется

Гуштини бухорой («бухарская борьба»), гуштини («борьба») – один из традиционных видов таджикской борьбы, имевший распространение главным образом среди таджикского населения Бухары (Узбекистан). Представляет собой борьбу в стойке без продолжения схватки на земле. Помимо захватов руками выше пояса правилами разрешаются захваты и ниже пояса, но не ниже колен. Довольно развита техника работы ногами. В технический арсенал борцов входят самые разнообразные броски с помощью ног. и также применялись всевозможные приемы с болевым воздействием на суставы, с противосуставным выкручиванием конечностей, приемы с удушением соперника, довольно увесистые оплеухи (торсаки) .Соперники обычно выходили одетыми в халат, подвязанный поясом (камарбанд) или поясным платком

Сумо́ — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами. Единственная одежда на борце во время поединка — специальный пояс, называемый «мава́си». Размотавшийся маваси ведёт к дисквалификации борца. . Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34—60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка. В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»).

Кох — армянская национальная борьба. Один из древнейших и наиболее популярных видов национальной борьбы. Имеет несколько разновидностей (лорийский кох, ширакский кох) Кох — армянская национальная борьба. Один из древнейших и наиболее популярных видов национальной борьбы. Имеет несколько разновидностей (лорийский кох, ширакский кох) Костюм — национальная одежда, но борцы, как правило, носят специальный халат — чоху с мягким поясом.

Победитель должен бросить противника спиной на ковер, не дожимая и не поворачивая его, либо вытолкнуть за поле боя. Захваты выполняются за пояс и выше пояса за чоху. Разрешаются броски. Время схватки не ограничено, но обычно борьба продолжается не более 5-10 мин. Схватка начинается с танца-разминки, который продолжается не менее половины минуты. По правилам борьбы, в том случае, если борец добился эффективного и явного выигрыша, по требованию зрителей, судей и участников они исполняет победный танец. Тот, кому удавалось сделать «кох», то есть бросить соперника под себя, должен был коленом прижать противника к земле, зафиксировав свой успех. . Национальная музыка всегда была неотъемлемой частью коха.

Лорийский кох. Разновидность армянской национальной борьбы кох. В схватке запрещаются захваты ниже пояса, разрешаются действия ногами. Цель борьбы — бросить противника спиной на ковер. Борцы выступают в одежде специального покроя (чоха), представляющей собой вариант черкески, обязательным элементом является пояс. Разминка и схватка проводятся под аккомпанемент национальной музыки.

Ширакский кох. Разновидность армянской национальной борьбы кох. Борцы одеты в шаровары, обнажены до пояса. Разрешены захваты за ноги и шаровары. Цель борьбы — бросить противника спиной на ковер (землю). Борьба сопровождается специальной национальной музыкой. Перед началом схватки проводится разминка в виде танца музыкальным сопровождением. В советское время кох официального статуса не имел .

Чуха или Бачухэ – традиционный региональный стиль иранской борьбы кошти ( распространенный среди курдов северо-восточной провинции Хорасан, особенно в городах Кучан, Боджнурд, Эсфарайан, Фариман и Ченаран.

Борцы одеты в традиционную куртку без рукавов (чуха) из плотного хлопка или шерсти, от которой и происходит название самой борьбы. Кроме чуха борцы носят короткие штаны или бриджи до колен. В качестве пояса используется кусок ткани размером 150×30 см (шаль). Борьба ведется босиком на открытых земляных площадках по правилам, которые похожи на современную вольную борьбу. Победителем считается борец, опрокинувший соперника на спину или оторвавший его от земли, и сделавший с ним несколько оборотов. Захватывать ногу соперника ниже колена запрещено. Поединки борцов обычно проводятся по случаю свадебных церемоний или местных аграрных праздников и сопровождаются музыкой. Для трех первых категорий схватки проводятся в течение 6 мин, а последней – 8 мин. В случае ничьей дается дополнительное время.Победитель соревнований получает главный приз – барана.

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *