LOADING

Type to search

Борьба

Об особенностях обрядов ритуалов обычаев и о форме одежды традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Share

Происхождение тех или иных видов борьбы у народов, населяющих наш азиатский континент связано с множеством различных факторов – климатическими условиями, географической средой, обычаями, религией каждый народ отражал в борьбе свою культуру, традиции, национальные обычаи.

Таким в настоящее время является узбекская национальная борьба «Олыш» уникальная народная борьбы сохранившая по традиции древние обычаи обряды и ритуалы которое не подвергалось трансформации видоизменению на протяжение многих веков до настоящего времени например пояс борца является неотъемлемой частью борцовской формы поединке по национальной борьбе. «Олыш» При этом современное время мусульманское мужское население Узбекистана до сих пор по традиции при траурных процессах также при праздничных и свадебных церемониях по обряду одевают национальный халат (тон.чапон) и пояс (бельбау).

Об особенностях обрядов ритуалов обычаев и о форме одежды традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Тем самым традиционные виды борьбы, типа борьбы на поясах, являются популярными во многих цивилизованных странах, но правила немного отличаются из-за исторических и этнокультурных причин территории Средней Азии и на территории Восточно-Сибирской части Азиатского континента. Динамичность, зрелищность, малая зависимость от субъективности судейства из-за простоты и четкости правил, эстетичная форма одежды и близости по своему внутреннему содержанию ко многим другим национальным единоборствам. Традиционная узбекская национальная борьба «Олыш» по Сурханской версии является младшим кровным братом и прототипом Международной узбекской национальной борьбы «Кураш» по «бухарским правилам» традиционная борьба»Олыш» (той олиши ) аналогична по арсеналу приемов захватов и бросков также по тактико-техническим действиям с современной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам) но фактически совершенно не идентична по действующим правилам борьбы и по терминологии борьбы во время схваток и также по форме одежды борцов Международной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам), так как традиционная узбекская национальная борьба «Олыш» (той олиши ) является этнокультурой узбекского народа насыщенным национальным колоритом которая будет демонстрировать всему западному миру европейским странам уникальные ритуалы и обряды перед началом поединка борцов -палванов в празднование суннат тойи ( хатна той )обрезание

Об особенностях обрядов ритуалов обычаев и о форме одежды традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Состязания по борьбе Олыш (той олиши) являлись частью многих традиционных узбекских праздников. Более-менее состоятельные хозяева зазывали борцов –палванов на семейные торжества. Так, например, узбеки-кунграты: Борьбу «Олыш» (той олиши) устраивали на свадебных торжествах суннат той , ( хатна той )обрезание обычно вечером, при свете большого костра (гулхан). образовывали большой круг – «кенг давра» где на почетном месте находятся мулла и аксакалы «кенг давра». Также готовили майдан для схваток борцов на майдане так называемой «кенг давра» где происходили поединка борцов –палванов которое находится на травяном поле «ажирык»(лужайке) или на специальной площадке засыпанной опилкой саломой (самон) и после чего накрывается брезентом . шерстяным войлоком (кигыз) или мягкими национальными коврами Для победителя также устанавливался приз: халат, тюбетейка, сапоги, поясной платок, деньги. баран т.п. ) Аксакалами «кенг давра». назначался старший – «Бакавул»,(судья) который наблюдал за правилами состязания, и раздавал призы.

Один из них выходил на майдан , разводил руки в сторону, прохаживался по , приговаривая «талаб-талаб» (просьба-просьба), тем самым бросая вызов другим борцам. . Когда находился соперник, оба борца обходили майдан , три раза и затем начинали схватку борьбу.При этом проведение поединков схваток борцов национальной борьбы «Олыш» (той олиши ) аксакалы «кенг давра». Возлагают на «Бакавула»устаревшие название «Ошпаз» который через «жарчи» глашатая зазывают борцов-палванов майдану .при этом каждый борец- палван выбрав соперника по возрасту по весу и росту и получает по обряду «фотиха-дуо» от старейшин аксакалов «кенг давра».Схватку борцов-палванов на майдане начинают двое пожилых аксакалов которые являются ветеранами борьбы «Олыш» (той олиши) которые подняв обе руки на верх вокруг майдана под музыкальное сопровождение дойира и сурнай по кругу проделывают ритуальный танец то есть раз минка борцов перед схваткой после этого борцы схватившись за пояса начинают схватку « бир кул» по терминологии борцов-палванов всего одна схватка. При схватке палванов перед началом поединка борцов-палванов борцы одевают Желак»- борцовскую из сшитого из крепкой ткани типа брезента куртка с короткими рукавами «крылышками» или безрукавка. В ходе поединка борцы при проведение бросков для поднятия боевого духа выкрикивают традиционное по кыпчакскому диалекту узбекского языка «Жо-пирим». что означает « «Ё-пирим» «Ё-Али»

Об особенностях обрядов ритуалов обычаев и о форме одежды традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

 После завершения схватки аксакалов обоим аксакалам ветеранам борьбы от имени хозяина тойя выдают подарки халаты(тон.чапон) пояса(бельбау) .мягкие сапоги ичиги (масси) .

После этого ритуала схватки начинают мальчики возрасте от 5-ти до 16 пет победителям поединка « баковул» который является главным судьёй в поединках борцов-палванов победителям младшим «кичик палванам» «младшим борцам-палванам» выдают ценные призы сапожки отрезы материалов бекасам тон(чапон) пояса(бельбау) .

После завершения поединка кичик палвана «бековул» вызывает через «жарчи» глашатая средних палванов «победителям поединка «урта палван» «средние борцы-палваны» более выдают ценные призы барана козлёнка .паласы коврики. наборы чайников пиалы и также отрезы материалов бекасам тон(чапон) пояса(бельбау).

Затем самое интересное выход знаменитых палванов (катта палвон) «старшие борцы-палваны» супертяжяловесы которым на приз ставят бычка . жеребец (тойчок) телевизоры и дорогие ковры.. которые называют по терминологии борцов-палванов «тавок» основной ценный приз называют «бош тавок» Палваны борются на майдане сразу по пять пар время схваток неограничен до первого броска борцом –палваном (желкасининг икки курагини жерга босди» ) «Чисто повалил на обе лопатки . Также если палван повалил соперника одним броском на спину при первой схватке то это называют по терминологии борцов-палванов «бир кулда босди». Также при броске борцом –палваном соперника на спину на обе лопатки при этом «Баковул» объявляет победителя «Желкасининг икки курагини жерга босди» то есть переводе «Чисто повалил или бросил на обе лопатки» которое коротко нпзывактся « Желка»

Также судья «Баковул» в ходе поединка борцов-палванов в руках по обычаю держит кнут от ветки тутовника так называемый « химич» которым подгоняет борцов к поединку . В ходе схватки «баковул» разнимает «айрыш» или «ажратыш! борцов –палванов которые нарушают правила борьбы..Тем самым «айрыш» по кыпчакскому диалекту узбекского языка.. означает слова разнять.развести Таеже «Баковул» разнимает производит «айрыш» или «ажратыш борцов –палванов при боевой ничье В ходе поединков борцов-палванов когда проигравший покидает майдан . В этот момент «баковул» подводят победителя к аксакалам где победителю схватки вручают приз и при этом сразу же в это время к борцу –палвану подбегают другие борцы палваны резервисты то есть несколько соперников претендентов «талабгоры» за честь «ор учун» вызывающие на следующий поединок и становятся на колени перед муллой и аксакалами и в этот момент победитель сам выбирает претендента- соперника «талабгора». на схватку для реванша. .Самым кульминационным моментом состязаний поединка борцов –палванов это схватка знаменитых борцов- палванов «катта палвонов» супер тяжеловесов где ставится главный приз « катта тавок» мотоцикл может быть и автомашина по возможностям хозяина тойя .

Одной из особенностей народной национальной борьбы Алыш по неписанному по традиции обычаю при схватке борцов если один из борцов в ходе схватки почует свою перед сильным соперником палваном и чтобы не быть заранее побежденным досрочно сдается по терминологии борцов -палванов «койил» при этом палван который сдается заранее три раза похлопывает победителя по плечу.

Этот обряд(адат) аналогичен схватке самбистов при болевых приемах на руки и ноги борьбе лежа и также дзюдоистов при болевых приемах на руки и удушающих приемах при борьбе лежа «партере» где побежденный в знак сдачи хлопает победителя три раза по любой части тела и при невозможности хлопает по ковру (татами)об этих уникальных обрядах традиционной борьбы Олыш до этого никакой литературе не написано..

Терминология правил обрядов борьбы традиционной национальной борьбе «Олыш» по Сурханской версии (той олиши ) по кыпчакскому диалекту узбеков кунгратов:

  • Полвонлар олишадиган майдон « кенг давра» – место проведения поединка палванов
  • Кенг давра Оксоколлари- старейшины «кенг давра»
  • Полвонлар олишидан олдин Оксоколлар «фотихаси «-Благословение (фотиха) палванов старейшинами аксакалами перед схваткой
  • Гирром Олыш (келишиб олишиш) – фиктивная борьба. Ведение борцами договорной борьбы, попытка обмана судей. Борцы, договорившись между собой, создают видимость ведения
  • Купол олиш- грубая борьба. Ведение схватки борцом, когда его действия могут привести к травмированию соперника
  • Огохлантириш- Предупреждение за пассивную борьбу. Особенность ведения борцом схватки, когда он только защищается, не переходя к нападению.
  • «Жанбаш» Желканинг бир жанбаши»- бросок на одну лопатку соперника
  • «Желкасининг икки курагини жерга босди»-бросок чисто положил на обе лопатки
  • « Женгдим Бир кулда» – чисто победил при первой схватке»
  • «Бакавул» устаревшее название ошпаз (повар)-судья который наблюдал за правилами состязания, и раздавал призы
  •  «Айрыш»«Ажратыш» Бакавул разнимает борцов при нарушение правил или боевой ничье
  •  «Ор учун» – борьба за честь борцов –палванов поединке вместо проигравшего
  • «Койил» Борец- палван который сдается заранее три раза похлопывает победителя по плечу чтобы заранее не быть проигравшим
  •  «Талабгор».претендент – соперник победителя на схватку для реванша .
  • « Бир кул» -одна схватка борцов –палванов поединке
  • «Женгигни шимариб олиш» – Борись засучив рукава
  • «Жо-пирим» – выкрикивание борцов –палванов при захватах и броске соперника для поднятия боевого духа Ё-пирим или «Ё-Али» (пир-это устоз .учитель. наставник.)
  • «Жарчи» глашатая котры зазывает борцов –палванов на состязания борцов
  • «Бош тавок» главный приз для победителя состязания борцов –палванов
  • Катта полвон- сильнейшие борцы-палваны супер тяжеловесы
  • Кичик полвон- борцы-палваны младшего возраста
  • Урта полвон– борцы-палваны средней категории

«Желак»-куртка форма одежды борцов-палванов по борьбе»Алыш» (той олиши) это кунградская традиционная национальная мужская одежда то есть куртка с короткими рукавами «крылышками» или безрукавка аналогичная европейской мужской куртке безрукавке «Жилет». Тем самым о форме одежде борцов-палванов по борьбе»Алыш» (той олиши) «Желак» в данной книге будет посвящена отдельная тема

Терминология народных поговорок фольклора народной мудрости о борьбе «Олыш» по кыпчакскому диалекту:

  • «Жыкылганни жер кутарар» что означает «Упавшего земля поднимет»
  • «Женгилган курашга туймас» что означает «Проигравший ненасытный борьбой»
  • «Икки кураги жерга тегмаган полвон» что означает «Борец-палван ни разу не упавший лопатками на землю
  • «Ит олиш» борьба борцов –палванов в партере в народной шутке «собачья схватка»

Сравнительный анализ борьбы «Олыш» другими видами национальной борьбы народов Ябушув или ябышуу (встречаются также названия тутуш, кюреш и гюреш) -борьба кумыков, коренного народа Кумыкской равнины и предгорий Дагестана. По своим техническим характеристикам является борьбой вольного стиля, что отражено в ее названии на местных диалектах. …бой, драку и борьбу называют одним и тем же словом. Так, например, у кумыков это слово ябушув».

Ябушув имеет свои локальные разновидности. В известном варианте схватка велась в стойке с произвольным захватом за одежду выше пояса, захваты ниже пояса запрещались. Допускались броски и опрокидывния с воздействием ногами на ноги соперника, например, подножкой (чатакъ; чатакъ урмакъ). Для победы борцу было необходимо положить соперника на лопатки или тушировать его (аркъасын ерге тийдирмек). Так у кумыков есть пословица: «йыгъылгъан ябушувдан тоймас» – «упавший (или побежденный) не насытится борьбой».

Состязания традиционно проводились во время народных праздников, таких как праздник встречи весны, праздник Нового года «Навруз байрам» или «Янгы йыл байрамы», который обычно отмечался в день весеннего равноденствия: «Как составная часть празднеств, обрядов и как самостоятельные соревнования проводились скачки, джигитовки, состязания по национальному виду борьбы.»1001. Некоторое состоятельные кумыки зазывали известных борцов (пагъливан) и устраивали состязания по борьбе за хорошее вознаграждение осенью на свадьбах («той»), которые у кумыков отмечались весьма торжественно.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *