Турецкая масляная борьба — «гюреш»
Участников боев называют «пехлеваны», что в переводе с турецкого означает «богатыри»
По легенде, однажды помериться силами решили сорок воинов султана, чтобы выявить самого сильного и ловкого. В поединках не было никаких правил, время их также не было ограничено. В конце концов более слабые воины были отсеяны, и остались лишь два воина, силы которых были практически равными. Никто из них не хотел уступать, и дело закончилось плачевно — оба скончались на месте боя. Вскоре там, где соревновались сорок этих воинов, начал бить ключ с чистейшей водой, и этот пригород Эдирне стали назвать «Кыркпынар», что в переводе с турецкого означает «сорок ключей».
С тех пор, с 1362 года, ежегодно в Кыркпынаре проводятся поединки, в которых могут принять участие все желающие. В них нет ограничений ни по возрасту, ни по весу, а вот по полу ограничения все же есть — женщины к боям не допускаются.
Называется эта масляная борьба — «гюреш». Тела бойцов перед боем обильно смазываются маслом. , что по-турецки звучит “ялы гюрэш”, выигрывает тот из противников, который поднимет промасленного врага на плечи или прижмёт его к земле. Ни то, ни другое сделать практически нереально. Раньше схватка не ограничивалась по времени, и соперники боролись сутками, чтобы замучить друг друга до полного изнеможения.
Борцы экипированы пропитанными маслом чёрными кожаными штанишками из буйволовой кожи, которые называются кисбет. Весят штаны около 13 килограммов. Борец закован в кисбет, как в надёжный панцирь. Толком ухватиться за эти промасленные штаны невозможно, только засунуть в них руку. Сведений о том, как именно правилами борьбы киркпинар регулируются возможные в такой ситуации злоупотребления и элементы неспортивного поведения, не существует. Скорее всего, никак. Потому что это невозможно технически.
Участников боев называют «пехлеваны», что в переводе с
турецкого означает
«богатыри». Перед началом поединков все богатыри делятся по уровню подготовки.
С тех пор, с 1362 года, ежегодно в Кыркпынаре проводятся поединки, в которых могут принять участие все желающие. В них нет ограничений ни по возрасту, ни по весу, а вот по полу ограничения все же есть — женщины к боям не допускаются.
Называется эта масляная борьба — «гюреш». Тела бойцов перед боем обильно смазываются маслом.
В начале фестиваля все участники, разбившись на пары, под звуки барабана выходят на поле. Спортсмены берутся за руки, и их представляют зрителям. Со стороны кажется, словно борцы застыли в танцевальной позе.
Затем на поле выносят огромную емкость, наполненную оливковым маслом и участники турнира начинают смазывать им друг друга. В процессе боев масло стирается с тел, и приходится вновь «подмазывать» некоторые участки кожи. Этим занимаются мальчишки, стоящие на краю поля для боев с лейками, наполненными маслом. Когда им подают сигнал, они бегут к пехлеванам и поливают их маслом.
После первого тура в каждой паре определяется победитель, который продолжает борьбу, а проигравший выбывает. Так длится до тех пор, пока не определится победитель, выигравший у всех соперников.
Мужчина, ставший победителем в Кыркпынаре, получает денежный приз и золотой пояс, которым он будет владеть целый год, до следующего фестиваля в Эдирне. Но, отдав в следующем году этот пояс другому чемпиону, он все равно остается национальным героем до конца своих дней.туристы из Европы с удовольствием наблюдают за боями.