# Tags
#Борьба

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

В данной публикации подробно описано об истории возникновения традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши ) об особенностях обычаев обрядов и ритуалов о терминологии народных поговорок фольклора народной мудрости о борьбе по кыпчакскому диалекту о терминологии технического арсенала приемов и терминах правил борьбы о технико — тактических действиях борца в борьбе «Олыш» (той олиши). Со сравнительным анализом разработкой схем и таблиц по идентификации технике проведения приемов с другими видами национальной борьбы в котором отражены передовые методы тренировки борьбы»Алыш» по Сурханской версии со сравнительным анализом национальной борьбы борьбе «Олыш» (той олиши) с другими национальными видами борьбы.

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Традиционная узбекская национальная борьба Олыш по Сурханской версии, развивалась в течение многих веков переходя из века в век устно передавалось из поколения в поколение, и дошел до наших времён и неофициально культивировалась среди народов проживавших южных регионах территории современной Республики Узбекистана. Национальная борьба «Олыш» трансформировалась во времена Российской царской империи и период бывшей советской системы .Поединки борцов-палванов, проводимые с давних времен до сегодняшнего дня остается наиболее увлекательным и массовым зрелищем которая собирает на центральных стадионах тысячи зрителей этот факт еще раз подтверждает, что Олыш не только вид национального единоборства но и история нашего народа , которая нужна всем. Это изучение образа и стиля жизни своих предков через историю возникновения древней традиционной национальной узбекской борьбы Алыш по Сурханской версии. Поводом для Возрождение традиционной узбекской национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиш) является исторический факт о том, что на территории современной Республики Узбекистана испокон веков трансформировалась традиционно национальные единоборства по бросковой технике

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Народные традиции составляют неотъемлемую часть культурного наследия, причём этническое многообразие этой территории не только не разрушило традиционный уклад, но и придало ему новый колорит, образовав оригинальный конгломерат обычаев, ритуалов, обрядов, сохранившийся до сих пор в отдаленных горных районах в кишлаках Южного региона Узбекистана в Сурхандарьинской области

В связи с чем на основание Постановления Правительства Республики Узбекистана «О развитие и возрождения традиционных узбекских национальных видов спорта .

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

В период 28-летнгй Независимости Республики Узбекистан были возрождены такие национальные виды спорта по единоборствам бросковой техники борьба Кураш по бухарским правилам и борьба Кураш (Белбогли Олиш) по ферганским правилам. А также по единоборствам ударной техники Узбекское боевое искусство «Кул жанги санати» и единоборств ударно- бросковой техники борьба Турон и Боевой Кураш «Жанг Кураши»

ООО Спортклуб «Олыш» Национального единоборства города Термеза зарегистрированный реестре № 630.от 07 июня 2011 года в Инспекции Государственной регистрации субъектов предпринимательства Хокимията города Термеза на основание устава ООО Спортклуба «Олыш» Национального единоборства разработал проект по возрождению уникальной традиционной национальной борьбы» Олыш» по Сурханскому варианту (той олиш) на исторической родине героического легендарного эпоса «Алпомыш» имевшее место на территории Южного региона Узбекистана в Сурханском оазисе в Байсунтау. Тем самым , чтобы узаконить нашу борьбу Олыш в своем историческом виде и ввести ее в реестр национальных видов спорта для создания поэтапно Федерации традиционной борьбы «Олыш» Сурхандарьинской области в дальнейшем создания Республиканской Федерации традиционной борьбы «Олыш» по Сурханским правилам и в перспективе создания Международной Федерации традиционной узбекской национальной борьбы «Алыш» с целью включения «Международную Ассоциацию по традиционным видам борьбы» IATWS «International Association of Traditional Wrestling Sports» под эгидой ЮНЕСКО и участия «Всемирном фестивале по традиционным видам борьбы» и также участия «Всемирных играх борьбы» «Всемирном Зеленом» фестивале по традиционным видам борьбы

На основание вышеуказанного традиционная узбекская национальная борьба «Олыш» по Сурханской версии (той олиш) которая также именуются в различных вариантах борьба «Олыш» по Сурханским правилам а также борьба «Олыш» по Сурханскому стилю является уникальной народной борьбой насыщенный национальным колоритом сохранившая по традиции древние обычаи обряды и ритуалы. Ведь по традиции каждая нация имеет древний и любимый вид национальной борьбы , которым она гордится и который является её «визитной карточкой». в котором наиболее ярко проявляются сила, мужество и дух народа это уникальная традиционная узбекская борьба «Алыш» который развивался в течение многих веков переходя из века в век из поколения в поколение, и дошел до наших времён. Поединки борцов, проводимые с тех давних времен до сегодняшнего дня по различному поводу, остаются наиболее увлекательным и массовым зрелищем

При этом поединки по борьбе»Олыш» по Сурханской версии (той олиши) испокон веков устраивали на семейных торжествах и на народных праздниках Навруз байрами. «Олыш» (чил чалиш) по кыпчакскому диалекту «Чил чалиш» ( от слова «чалмок» – «давать подножку»). Также борьба «Олыш», что в тюркском переводе звучит как соперничество, схватится. или померится силами. Традиционная узбекская национальная борьба «Олыш» (той олиши ) по Сурханской версии является младшим кровным братом и прототипом Международной узбекской национальной борьбы «Кураш» по «бухарским правилам». Борьба»Олыш» аналогична по арсеналу приемов захватов и бросков также по тактико-техническим действиям с современной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам), но фактически совершенно не идентична по действующим правилам борьбы и по терминологии борьбы во время схваток и также по форме одежды борцов Международной национальной борьбой Кураш по (бухарским правилам) . Аналогичное название узбекской национальной борьбы «Олыш» имеет борьба»Алыш» по киргизским правилам.

 О возрождение и об исторической трансформации (преобразование) традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (туй олиши)

В период 28-летний Независимости Республики Узбекистана в нашей родной стране благодаря Постановлению Правительства Республики Узбекистана «О развитие и возрождения традиционных узбекских национальных видов спорта . Независимом Республике Узбекистан были возрождены национальные виды спорта в частности по единоборствам бросковой техники борьбы Кураш по бухарским правилам и борьбы Кураш (Белбогли Олиш) по ферганским правилам. А также по единоборству ударной техники Узбекское боевое искусство «Кул жанги саънати» и единоборств ударно- бросковой техники борьба Турон и Боевой Кураш «Жанг Кураши» . Тем более узбекский национальный вид спорта борьба Кураш по бухарским правилам которое было официально создано 1999 году и образовано Международную Ассоциацию борьбы .Кураш по бухарским правилам которая настоящее время объединяет более 130 стран мира . Тем самым историческое сохранение и развитие этнокультурных ценностей — важнейшая задача современности, которое способствует развитию и становлению личности, гражданственности, что особенно важно для нашего подрастающего поколения Независимой Республики Узбекистана.

Одной из таких ценностей, уникального традиционного наследия доставшимся нам от многих и многих поколений наших предков, является – узбекская национальная борьба «Олыш» (той олиши ) по Сурханской версии которая также является этнокультурой узбекского народа насыщенным национальным колоритом.

На основание Постановления Кабинета Министров от 5 апреля 2005 г № 96 и Положения Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан. Основными задачами и направлениями деятельности Министерства являются:;

Осуществление комплексных мер по реализации единой государственной политики в области культуры и массового спорта, возрождению богатого культурного наследия народа, всемерному развитию веками формировавшейся высокой духовности, народных традиций и обычаев, воспитанию физически здоровых, духовно богатых и гармонично развитых личностей оказание поддержки и создание необходимых условий, включая укрепление материально-технической базы учреждений олимпийского резерва, для подготовки спортсменов высокого класса, способных достойно представлять Узбекистан и добиваться высоких спортивных результатов на Олимпийских икрах, чемпионатах мира и Азиатского континента, международных Соревнованиях.Организация и проведение народных игр, соревнований по национальным видам спорта.

Первые следы борьбы, как вида спорта, были обнаружены в районе, примыкающем с востока к Средиземному морю – в Мессопотамии. Именно там археологи нашли бронзовую скульптуру, увековечивавшую борьбу на поясах. Статуя изготовлена 2800 лет до. н. э. И хранится в Багдадском музее. Состязания, проводившиеся здесь, более чем на тысячу лет определили олимпиаду античных греков. Из записок древнегреческих историографов Геродота и Ксенофонта видно, что они своих детей в возрасте 7 — 16 лет обучали в “воспитательных домах” борьбе, метанию копья, верховой езде, стрельбе из лука. В Древнем Египте на храмовых празднествах Размеса II тоже проводились соревнования по борьбе. В Древнем Китае уже в 5 веке до нашей эры встречаются упоминания о борьбе.Н е случайно археологами было обнаружено изображение древнегреческого борца, вынуждавшего соперника сдаться, которое относится к 6 веку до нашей эры.

Происхождение национальных видов борьбы у разных народов мира связано с множеством различных факторов — климатическими условиями, географической средой, обычаями, религией Тем самым каждый народ отражает национальной борьбе свою культуру, традиции, национальные обычаи.

 В связи с чем традиционная узбекская национальная борьба «Олыш по Сурханскому варианту культивируется по древним традиционным народным правилам доставшимся нам от наших предков, то есть единоборство древне этнических кочевых племен кунгратов которые проживали Гузар-Байсунских степях в южных регионах современной Республики Узбекистана, на территории Сурхандарьинской Кашкадарьинской области .

 Традиционная национальна борьба «Олыш с применением приемоав Чалиш по кыпчакскому диалекту Чалиш ( от слова чалмок – «давать подножку»).

Также «Олыш» -обозначает по кыпчакскому диалекту узбекского языка («взятие» «схватка») отлик Олиш («конная борьба»; «борьба всадников») древний традиционный вид узбекской борьбы двух всадников огдарыш;. Тем более термины «Олыш» и «Огдарыш» по стечению исторических фактов по Сурханской версии являются синонимом эпоса «Алпомыш»на основание собранных материалов этнографической экспедиции в местах компактного проживание наших предков, узбекских кочевых племен кунгратов. , считающимся одним из крупных суб этнических компонентов узбекского народа. с присущим узбекской национальной культуре и менталитету открытость, дружелюбие, гостеприимство, единство слова и дела, щедрость, безудержная энергия песен и танца считаются исконными особенностями кунгратов южного региона. Узбекистана, у которых имеются бесценные образцы устного народного творчества, узбекской версии древнетюркского народного эпоса «Алпамыш» неоднократно упоминаются «Байсун-кунгратская народность», «Байсунская степь» а также национальные состязания, как традиционная борьба «Олыш по Сурханской версии (той олиши) .Тем самым при борьбе «Олыш» по кыпчакскому диалекту «Ж» (Жокающего ) акцента узбекских кочевых племен кунгратов в ходе поединков борцов-палванов произносятся термины борьбы «Олыш» например при схватке и броске в ходе поединка борцы –палваны борьбы Алыш с целью поднятия боевого духа выкрикивают Жо-пирим вместо традиционного термина Ё-пирим или «Ё-Али» (пир-это устоз .учитель. наставник.) также . при схватке борцов-палванов борьбы Олыш при броске на одну лопатку произносят «Жанбаш» или «Желканинг бир жанбаши» вместо традиционного термина в борьбе Кураш по бухарским правилам «Ёнбаш» аналогичной термину японской борьбы дзюдо «Вазари» полу победа Также (Икки курагини жерга босиш). вместо традиционного термина в борьбы Кураш по бухарским правилам «Халол» аналогичной термину японской борьбы дзюдо «Иппон» чистая победа .

Также при победе в первой схватке борцов-палванов борьбы Олыш произносят слова «Бир кулда Женгдим» то есть переводе «чисто победил при первой схватке» или «Желкасини икки курагини жерга босдим» то есть переводе «Чисто повалил на обе лопатки» которое коротко называется «Желка» При этом данные термины борьбы Олыш вообще не существуют традиционной в борьбе Кураш по бухарским правилам

Тем более среди узбекского населения потомков кочевых племен южного региона Узбекистана ведущих современное время оседлый образ жизни испокон веков бытуют народные поговорки фольклор народной мудрости о борьбе «Олыш» по кыпчакскому диалекту узбекского языка «Кураги жерга тегмаган полвон» что означает переводе «Борец-палван ни разу не упавший лопатками на землю» значит вообще не имеющий поражения в поединках борцов-палванов .

«Йикилганни ер кутарар» по кыпчакскому диалекту «Жыкылганни жер кутарар» что означает переводе «Упавшего земля поднимет» «Енгилган курашга туймас» по кыпчакскому диалекту « Женгилган курашга туймас» что означает переводе «Проигравший ненасытный борьбой»

О чем поет в своих песнях заслуженная артистка Республики Узбекистан уроженка Сурхандарьи Хосила Рахимова в народном кунградском фольклоре о борьбе Олыш. со словами в песне «Алпомишнинг олиши» также термины «Жо-пирм» «Жанбаш» .

Особенностях обычаев и обрядов в борьбе Алыш по Сурханской версии (той олиши) . ярко выделяется и отличается своеобразным насыщенным национальным колоритом костюм формы одежды борца –палвана борьбы Алыш (той олиши которое экзотически называется «Желак» (Желек -мужская одежда (на подкладке и без стёжки);безрукавка)

вместо традиционного названия «Яхтак» костюма форма одежды борца по борьбе Кураш по бухарским правилам аналогичной термину форме одежды японской борьбы дзюдо Японское название костюма дзюдоистов – дзюдога -это куртка (кимоно), штаны (дзубон) и пояс (оби).

 Тем более «Желак»- это кунградская традиционная национальная мужская одежда то есть куртка с короткими рукавами «крылышками» или безрукавка аналогичная европейской мужской куртке безрукавке «Жилет» .Поэтому борцы –палваны борьбы Олыш из-за жарких климатических условий Южного региона Узбекистана одевают форму одежды «Желак» куртку с короткими рукавами или безрукавку .Тем самым борцы –палваны борьбы Олыш испокон веков произносили слова перед поединками борцов-палванов борьбы Олыш «Женгигни шимариб олиш» что означает в дословном переводе «Борись засучив рукава» Костюмы форма одежды борцов в других традиционных национальных видах борьбы народов мира также ярко выделяются и отличаются своеобразным насыщенным национальным колоритом

И это радует. Радует также и то, что борьба кураш, благодаря этому, получила широкое распространение по всему миру. Сегодня ею увлечены тысячи молодых людей в разных странах мира., Тем более во всем мире в настоящее время насчитываются свыше 200 видов национальных единоборств, которые имеют массу разновидностей и направлений. Ведь в одной только Южной Кореи возродились и получили популярные развитие десятки видов и стилей единоборств например по бросковой техники корейская борьба Сиирым похожая на японскую борьбу Сумо . Хапкидо — ещё один вид единоборства корейцев . в современном виде похожая на японское Айкидо или по ударной техники Тхэквондо, популярное единоборство, имеет корейские корни которое включена в программу Олимпийских игр 2000 году в Сидней . А также Тхэккён — традиционное единоборство, появившееся в Корее во время периода Когурё в IV веке В нём используются удары открытой ладонью и ступнями ног, удары кулаками запрещены. Тем самым Узбекистане каждый регион может показать свой стиль, свои особенности единоборства. Так как на юге страны это был неоправданно подзабытый сегодня «Олыш». Старики помнят до мелочей как все происходило. Именно к ним обращаются люди, решившие в честь того или иного семейного торжества организовать и провести поединки по борьбе Олыш . Происхождение тех или иных видов борьбы у народов, населяющих наш азиатский континент связано с множеством различных факторов — климатическими условиями, географической средой, обычаями, религией, при этом каждый народ отражал в борьбе свою культуру, традиции, национальные обычаи. Территория Южного региона Сурхандарьинской области с областным центром города Термез находится на границе с Афганистаном, Таджикистаном и Туркменистаном. В этих странах также существует свои виды национальных единоборств. Например в Афганистане культивируется традиционная борьба Пахлавани (от пахлаван – «борец», «атлет», «силач»). Места для тренировок Зурхона (дом силы) История развития борьбы в этом государстве тесно связана с историей развития единоборств и боевых искусств народов Средней Азии, Индии, Ирана и Пакистана. В соседнем Таджикистане культивируется Таджикская национальная борьба «Гуштингири»что означает в переводе искаженно грубо « рвать мясо» также другие разновидности таджикских национальных видов единоборств Гуштини Бухорои (Бухарская борьба) и Кураши Гирифтан. В которых ранее применялись болевые приемы выворачиванием суставов и конечностей рук и при этом применялись удары по уязвимым местам так называемые «тарсаки». В Туркменистане культивируется Туркменская национальная борьба Яккалашма и «Гореш» (Хивинская борьба). Тем самым традиционная узбекская национальная борьба «Олыш по Сурханскому варианту .именно из-за «кунгратского народа» превратились в неотъемлемую

часть обще узбекской культуры. При этом национальная борьба Олыш распространена по большей части , Кашкадарьинской, Сурхандарьинской Хорезмской Джизакской , и Самаркандской области. Традиционная узбекская национальная борьба Олыш по

Сурханской версии , развивалась в течение многих веков переходя из века в век из поколения в поколение, и дошел до наших времён, доставляя радость людям, показывая примеры мужества и стойкости на майдане борцами –палванами . Тем самым традиционной борьбы «Олыш» негласно и неофициально культивировалась среди народов проживавших южных регионах территории .. современной Республики Узбекистан . Борьба «Олыш» (той олиши) трансформировалась со времен Российской царской империи и период бывшего советского тоталитарного режима .Поединки борцов-палванов , проводимые с тех давних времен до сегодняшнего дня по различному поводу, и остается наиболее увлекательным и массовым зрелищем которая собирает на центральных стадионах тысячи зрителей этот факт еще раз подтверждает, что Олыш не только вид национального единоборства но и история нашего народа , которая нужна всем. Это изучение образа и стиля жизни своих предков через историю возникновения древней традиционной национальной узбекской борьбы Олыш. по Сурханской версии.

Поводом для Возрождение традиционной узбекской национальной борьбы «Алыш» по Сурханской версии является исторический факт о том что на территории современной Республики Узбекистана испокон веков трансформировалась традиционно национальные единоборства по бросковой технике по борьбе Кураш по бухарским правилам которое культивировалась среди народов проживавших на территории Бухарского эмирата и по борьбе Белбогли(Олиш) Кураш по ферганским правилам которая культивировалась среди народов проживавших на территории

Кокандского ханства Ферганской долине современной Ферганской области Наманганской области Андижанской области на территории Ошской. области на Юге Киргизстана Также Якалашма или хиваллырын гореши («хивинская борьба»), «туркмено-хивинская борьба . которое культивировалась среди народов проживавших на территории низовьях Амударьи Хивинского ханства современной Хорезмской области и также территории Туркменистана где настоящее время проводятся Республиканские соревнования по Якалашма (Хивинской борьбе). Тем самым на территории современной Республики Узбекистана культивировалась традиционные национальные виды борьбы в каждом регионе свои неидентичные правила борьбы .То есть в каждом регионе среди народов проживавших на территории современной Республики Узбекистана имеют своеобразные обряды и ритуалы например танцы Хорезмской области «Лязги» Андижанской области» «Андижанская полька».Также знаменитое узбекское национальное блюдо Плов(Ош палов) дифференцируется на регионы «Бухорача ош» « Куконча ош» «Андижонча ош» «Тошкент оши» « Хоразм оши» « Сурхонча ош» настоящее время по этим видам плова проводятся чемпионаты по приготовлению регионального плова..

 «Олыш», что в тюркском переводе звучит как соперничество, или померится силами.

Также национальное единоборства « Олыш» в у населения проживающих на территории южного региона современной Сурхандарьинской и Кашкадарьинской области Узбекистана называется (той олиши) На самом деле узбекская национальная борьба «Олыш» является уникальным видом народной борьбы сохранившая по традиции древние обычаи обряды и ритуалы». Борьба «Олыш» по типу относится к стилевой борьбе на поясах которая является уникальным древнейшим контактным видом единоборства по бросковой системе древних тюркских народов настоящее время проживающих на территории Средней Азии и на территории Восточно-Сибирской части Азиатского континента. Для сравнения многие виды восточных единоборств в Юго-Восточной Азии относятся к ударной системе или бросковой системе (с удушающими и болевыми приемами) национального единоборства. (Японии Китая Кореи и Таиланда)

Примерно тысячу лет тому назад в период древнего феодального строя и в период колонизации российской империей территории Средней Азии письменно нигде не упоминалось об узбекской национальной борьбе Олыш только устном виде переходило из поколения в поколение от отца к сыну.. При этом в тоталитарном советском периоде узбекской истории письменно описывается в одном из этнографических экспедиций об узбекской национальной борьбе Олиш где традиционно проводятся поединки между борцами палванами по национальной борьбе Олыш (Олиш) в каждом регионе культивировалась своя самобытная народная борьба.

О ее популярности в народе свидетельствует такой факт — не один праздник или традиционный узбекский той на территории южного региона Республики Узбекистана,, ни в прошлом, ни настоящее время , не обходятся без традиционная национальной борьбы Олыш (той олиши) . Тем более узбекское национальное единоборство борьба ( той олиши ) в течение веков не подавалась трансформации (преобразованию) не нарушая вековые традиции обычаев обрядов и ритуалов при поединках передаваемое. из поколения в поколение от отца к сыну. .По нашей Сурханской версии древняя традиционная узбекская национальная борьба « Олыш» синоним « Алпомыш»« по кыпчакскому диалекту узбекского языка возникла тысячу лет назад на территории Древнего Кушанского царства Бактрии, Согдианы . Кухитанга и также Байсунтау в Байсун-Кунгратском крае.

Где именно возник легендарный эпос «Алпомыш» так как по сюжету героического эпоса «Алпомыш» события происходили в основном в Байсун-Кунгратском крае. где проживали кочевые племена кунгратов до XV века на территории Мавераннахра. Так как основная часть кочевых племен кунгратов вела полукочевой полуоседлый образ жизни на территории современной Сурхандарьи с локализацией в Байсуне. Территория которой решением ЮНЕСКО Байсунский регион Сурхандарьинской области Узбекистана официально признан «Шедевром устного и нематериального наследия человечества». На исторической родине эпоса «Алпомыш» Байсунтау территории современной Сурхандарьинской области с малого возраста участвовали на борцовских поединках борцы Олыш которое устраивали узбеки, таджики и туркмены в кишлаках во время обрядов хатна- суннат тойи (обрезание) по национальному узбекскому обычаю. Одной из объективных причин возникновения уникальной традиционной узбекской национальной борьбой «Олыш» является конная борьба (огдарыш; огдаришма) всадников кочевых племен кунгратов .Основной ударной силой авангардом (манглаи) Армии Амира Темура, была конница всадников кочевников из представителей 12 кочевых племен из 40 населявших владения Амира Темура, это барласы, аргуны, джалаиры, тулкичи, дулдаи, тугаи, кипчаки, арлаты, татары, тарханы. Которые перерывах между боями и на привалах во время походов отрабатывали технику Огдариш; огдарыш; огдаришма по кыпчакскому диалекту узбекского языка («переворачивание», «сваливание»); отлик кураш («конная борьба»; «борьба всадников») таким образом возник древний традиционный вид узбекской борьбы двух всадников огдарыш;. В процессе борьбы каждый из участников стремится сбросить, стянуть вниз или столкнуть соперника с его лошади и, тем самым, заставить коснуться земли любой частью тела тем самым возникла борьба в стойке без продолжения схватки на земле уникальная традиционная узбекская национальная борьба «Олыш»

При этом аналогичным видом борьбы Олыш по Сурханскому стилю чалиш с подножкой по названию аналогична борьбе Чалиш (qialix), чалишиба (qialixiba) – которая является традиционный вид борьбы саларов – Чалиш представляет собой борьбу в стойке без продолжения схватки на земле. Сапары тюрко-язычный народ в Китае, которые настоящее время проживают в Саларском автономном уезде и других районах провинции Цинхай, и в провинциях Ганьсу общей численностью 90 тыс. чел., .

 Салары –предки которых перекочевали из района Самарканда в конце 14 века в Китай. Тем более Салары исповедуют ислам суннитского толка . При этом Чалиш (qialix), чалишиба (qialixiba означает узбекское слово чалмок – переводе «давать подножку . Тем самым по нашей версии в 14 веке традиционный вид борьбы саларов – Чалиш как единоборство по бросковой техник культивировалась среди народов проживавших на территории Самаркандского региона Так как в Юго-Восточной Азии в основном в древнем Китае издревле испокон веков культивировалась единоборства по боевым искусствам ударной техники Пакуа Ушу.

Также вторым аналогичным видом борьбы Алыш (чил чалиш) по синониму Челиш («борьба») борьба у уйгуров, народа проживающего в Китае, Афганистане, Казахстане и некоторых других странах Азии. Известно несколько разновидностей. Один из них – гуре, представляет собой борьбу в стойке с захватом обеими руками крест-накрест (чапрас) пояса.

Возрождение традиционной национальной борьбы «Олыш» по Сурханской версии (той олиши)

Сурхонча Олиш

Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *